Чего же вы ищете?

Чего же вы ищете?<…> Услышьте, готовые впасть в уныние! Взгляните, серьёзно ищущие: путь к Высшему открыт для каждого! Врата учёности тут ни при чём!
Разве Иисус Христос, этот великий пример на истинном пути к Свету, избрал Своих учеников из среды учёных фарисеев? Из среды книжников? Ничуть! Он взял их из среды бесхитростных и простых, не нуждающихся во внутренней борьбе с тем величайшим заблуждением, что путь к Свету постигается в поте лица и не может не быть тяжким.
Это умозаключение — самый страшный враг человечества, это просто ложь!
А посему прочь от всяческой игры в научность, если речь идёт о святая святых в человеке и о том, что его надлежит постичь до конца! Оставьте это, ведь поделка человеческого мозга, именуемая наукой, всегда была лоскутным одеялом и не может не оставаться таковым.
Судите сами: как может постигаемая в поте лица наука привести к Божеству? И что есть знание вообще? Знание — это то, что может постичь мозг. Как ограничена, однако, способность нашего мозга к постижению, проявляющая себя исключительно в жёстких рамках пространства и времени. Ни вечность, ни чувство бесконечного непостижимы для человеческого мозга. Именно то, что неразрывно связано с Божеством.
Однако мозг благоговейно замирает перед той непостижимой силой, которая пронизывает всё сущее и благодаря которой он только и способен действовать. Силу эту все ощущают ежедневно, ежечасно, ежеминутно как нечто само собой разумеющееся, да и наука всегда признавала её существование, и тем не менее мозг, то есть знание и рассудок, бессилен в своих попытках понять и постичь её.
Итак, деятельность мозга, краеугольного камня и инструмента науки, весьма неполноценна, и ограниченность эта естественным образом распространяется на плоды его трудов, то есть на все отрасли научного знания. А посему наука вполне пригодна как нечто вторичное, с целью лучшего понимания, классификации и отбора всего того, что она получает в готовом виде от предшествующей ей творческой силы; она, однако же, неизбежно терпит крушение при попытке возвести себя в ранг руководителя или критика, и так будет до тех пор, пока она, как и прежде, будет чересчур тесно связана с рассудком, то есть со способностью мозга к постижению.
В силу этого человечество, стоящее на почве учёности, будет и впредь запутываться в частностях, в то время как великое, непостижимое целое заложено в каждом человеке как дар и любой вполне способен достичь чистейшего и высшего, не утруждаясь в поте лица своего!
А посему долой бесцельные мучения духовного рабства! Великий Мастер не зря призывает нас: «Будьте как дети!»
И тот, в ком жива твёрдая воля к добру, кто стремится к чистоте помышлений, тот уже нашёл путь к Высшему! А всё прочее ему приложится. Для этого не требуется ни книг, ни духовных усилий, ни аскезы, ни уединения. Он обретёт здоровый дух в здоровом теле, избавившись от груза болезненного самокопания, ибо всё чрезмерное порочно. Будьте людьми, а не тепличными растениями — развиваясь односторонне, они гибнут от первого порыва ветра!
Пробудитесь! Оглянитесь! Вслушайтесь в себя! Только так перед вами откроется путь.

(Послание Граля,
том I, гл. 1)