Постройка Вавилонской башни

Постройка Вавилонской башниРазмышления о вечной жизни и смерти, вавилонской блуднице и Небесном Иерусалиме

Был прекрасный, безоблачный день. У людей вновь всё наладилось. Не всегда же обрушивалась на них эта Божья кара – Всемирный потоп. Изредка старики вспоминали о нём. Говорили и о грехопадении. Однако уже никто не мог сказать, что такое грех вообще. Правда, ещё находились те, кто утверждал, что Адам и Ева ослушались Бога. Но есть ли Бог там, наверху, на этом сияющем голубом небе? Ведь никто Его не видел. Суждено ли нам, людям, когда-нибудь узреть Его? Может, лучше построить очень высокую башню, чтобы приблизиться к Истине? Даже если мы ничего не увидим, то, по крайней мере, другие народы увидят нас и наше произведение. Итак, построим башню, которая переживёт века!
Разумеется, это современный взгляд на постройку Вавилонской башни, но он вполне передаёт царившую тогда атмосферу, когда человек в своём тщеславии и гордыне стремился лишь к внешней славе. В Библии сказано, что люди хотели построить Вавилонскую башню, чтобы «создать себе имя». Иными словами, они верили, что этими гигантскими усилиями прославятся навечно.
В Библии также сказано, что Бог покарал строителей башни, рассеяв их по всем странам и смешав языки, так что продолжать строительство башни и города Вавилона они уже не могли.
Но верно ли полагать, что Бог воспрепятствовал возведению Вавилонской башни? Разве не сами люди показали себя неспособными достичь поставленной цели? Разве не собственная вера в то, что, просто взгромоздив куски грубой материи один на другой, они окажутся по ту сторону законов и обретут право не внимать Божьей Воле, завела их в тупик?
Человек всегда останется человеком, а Бог — Богом. Будучи зависимым созданием, человек не способен вознестись в Божественное, стать Мастером… Тот, кто верит, что сможет соперничать с Богом, раздавит себя самого. Пожелай он основать государство, фундаментом которого станут его собственная самонадеянность, тщеславие и гордыня, он очень скоро увидит его конец.
Так что несерьёзно рассматривать возникновение различных языков на земле – «вавилонское смешение» – как Божье наказание за человеческое кощунство. Различие языков отражает лишь естественное своеобразие народов!
Здесь необходимо совсем другое толкование. Когда человек забывает Бога и начинает дело, которое должно доказать его абсолютную независимость и «божественность», то в его языке происходит сбой, вызванный собственной переоценкой. Этот новый язык отключён от языка Господа, и человек оказывается лишён руководства свыше. Подобное не остаётся без последствий при общении его с ближними. Потому что тот, кто чувствует себя маленьким божком, концентрируется только на своём «я», на своём эго. Эгоизм принимает всё разрастающиеся формы и даёт выход страстям. В результате «я» этого человека начинает говорить на своём языке, который ближние не понимают. Подобное смешение языков достигает апогея, а «кулачное право» отвергает любые другие способы понимания. Общество каинов стремительно растёт, заслуживая проклятия Бога.
Очевидно, что за постройкой Вавилонской башни скрывается идея о том, что город-государство должен стремиться только к земной власти и не вправе требовать для себя Божественного ранга. Этот метафорический образ можно истолковать и более широко, увидев в нём художественное отражение древних человеческих стремлений к земному богатству, земной власти, земному блеску. Мечтам этим несть числа, и кажется, они будут вечно томить человечество.
Раньше человек нёс в себе предощущение, что Бог подарит ему вечную жизнь. Но с того момента, как люди вкусили от древа познания, то есть поставили на первое место рассудок, путь к древу жизни, чьи плоды гарантируют бессмертие, закрылся для них. Тогда и возникла путаница в понятиях. Человек верит, что вечная жизнь будет дарована ему на этой земле, то есть изгнание из рая произошло именно здесь. Ещё христианские богословы, например Августин, полагали, что грехопадением люди предопределили свою телесную смерть: не вкуси они от древа познания — их земные тела могли бы существовать вечно. И эти наивные мысли человечество влачит за собой тысячелетия, считая истиной!
Верно, Бог, предостерегая от наслаждения плодами познания, сказал: «В тот день, когда ты эти плоды съешь, умрёшь смертью». Однако о какой смерти идёт здесь речь, человек после грехопадения не может знать, так как он избрал страсть к познанию и мечту о божественности. Они привязывают его к внешне ограниченным понятиям и делают неспособным познать что-либо за пределами пространства и времени. Чувствуя в душе нечто возникшее из «Божьего дыхания», он, тем не менее, считает её зависимой от тела и такой же смертной. Неудивительно, что он мечтает возвратить себе утраченное бессмертие.
Чудовищная драма заключается в том, что человек позволил Люциферу ввести себя в заблуждение и избрал богоотступничество. «И станете как Бог…» — пообещал Люцифер. Тем самым человек потерял связь с Богом, с голосом Господа. Он не может себе представить, что у него есть бессмертная душа, которая не привязана ни к телу, ни к материи и которая отделится от тела, когда оно по каким-либо причинам разрушится. Лишь тогда, когда душа пройдёт через целый ряд воплощений, пережив и преодолев множество земных тягот и приобретя опыт, она сможет вновь войти в духовный рай, находящийся далеко от земной сферы, по ту сторону земных пространства и времени. Если же душа упустит возможность развития, уверовав, что её мечты исполнятся на этой земле, ей грозит смерть от окоченения, потому что она не сможет освободиться от пут земных страстей. Именно от этой смерти Господь и предостерегал людей.
В Библии говорится не только о строительстве Вавилонской башни, но также и о «Вавилоне, могучем городе». Люди решили основать мощный центр своей богопротивной деятельности, хотя были способны создать рай на земле. Вместо стремления к добру они предпочли стремление к власти и удовлетворению страстей…
Однако Божье терпение не вечно. Вавилон не сможет выстоять во время «сбора урожая», то есть на Суде. Потому что преодолеть закономерный распад материи сможет лишь тот, чьи «ростки» простираются в духовную сферу, пребывающую вне времени. Об отделении духа от материи в Откровении Иоанна сказано: «И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жёрнову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его» (18:21). Взамен Вавилона предвещен благородному человечеству после Суда «Небесный Иерусалим».
И всё же человек снова и снова предпринимал попытки построить город и башню, возводя их из дерева, из камня или же из мыслей. Свидетельства этого приводили в изумление все последующие поколения. Остаётся спросить: было ли, кроме этого изумления, создано нечто, имеющее непреходящую ценность до сегодняшнего времени? Могут ли египетские пирамиды, римский Колизей, готические кафедральные соборы, дымовые трубы и фабрики грюндерского времени или небоскрёбы Манхеттена считаться духовными достижениями?..
«Вавилонские» труды можно распознать не только в зданиях. Принадлежат к ним и многочисленные творения интеллекта — сочинения теологов, философов, психологов или представителей естественных наук и техники.
Было бы целесообразно начать с того, чтобы в мыслях преодолеть плоды вавилонских притязаний. Распознать их пустоту, понять, что они возникли только из головы человека. Необходимость такого познания чувствует тот, кто пытается «думать сердцем» и тем самым отыскать источник внутри себя.
Для цельной жизни недостаточно внешнего, чисто материального. Тому, кто сам этого не видит, возможно, подскажут его ближние: жена, дети или друзья. Конечно, если он пожелает прислушаться. Он мог бы начать с того, чтобы попытаться вновь услышать потерянный голос — голос сердца и тем самым способствовать упразднению «вавилонского смешения языков».
Лишь язык сердца в состоянии преодолеть границы, которые создают рассудок или страсти, ведущие к заблуждению. Иного пути для восстановления связи с Первоисточником всех языков – Богом — нет.

(из книги «И станете как Бог…», пер. с нем.)