«Инквизиция» в наших душах

Инквизиция в наших душахЗа двухтысячелетнюю историю существования христианской церкви было совершено множество больших и малых ошибок, часть из которых являются самыми настоящими преступлениями. Вспомним «охоту на ведьм» и другие деяния святой инквизиции во времена мрачного Средневековья. Крестовые походы с целью «освобождения Гроба Господня» и борьба с язычниками тоже весьма существенно пополнили летопись прегрешений церкви.
Самое печальное, однако, во всех этих «историях» то, что, совершая ошибки и преступления, церковные деятели и организации прикрывались именем Всесвятого Бога, утверждая, что эти многочисленные жертвы Ему угодны. Другими словами, они пытались переложить ответственность за свои преступления на Творца, хотя почти во всех случаях реальной целью этих деяний было укрепление земной власти и влияния церкви, привлечение на свою сторону как можно большего числа последователей, даже ценой угроз и казней. Людям, которые под страхом пыток и смерти отказывались от своих убеждений, могло быть «даровано прощение».
Провозглашая с амвонов, что «Бог есть Любовь и готов всё простить, нужно лишь покаяться», церковь обманывала не только себя, но и своих последователей. Ведь Творец — это не только Любовь, но и Справедливость. Формальное церковное покаяние (не говоря уже о покупке индульгенции!), если за ним не стоят глубокие переживания, ведущие к внутренним переменам и духовному росту, бессмысленно и бесполезно.
И каждому из нас при переселении в иной мир неизбежно придётся ответить на вопросы: какой я человек? Как я распорядился доверенным мне добром, данным мне талантом? Был ли я верным слугой, хорошим управляющим «в винограднике Господа» или закопал то, что Он мне даровал, так и не воспользовавшись им или всё бессмысленно проиграв?
Возможно, именно такие или подобные мысли побудили католическую церковь в 2000 году совершить беспрецедентное и историческое признание своей вины. Папа Римский смиренно просил о Божественном прощении. Но вот мог ли он освободить церковь от грехов путём признания вины? Конечно, нет! Ведь служители церкви совершали ошибки, действуя от её имени, и были лично виновны. Каждый человек сам отвечает за свои действия. Он должен пожинать то, что посеял. И он не защищён церковью. Но несомненно, этот мужественный поступок главы католической церкви достоин всяческого уважения. Никто до него на это не отважился.
В Послании Граля сказано:
«За то, что люди в земном поведении своём внешне были покорны церкви, выполняя всё то земное, что она от них требовала, церковь избавила их от духовных усилий и отпустила все грехи!
Выражалось ли это в посещении церкви, исповеди, количестве молитв, приношениях, подарках или завещательных распоряжениях — церковь равно удовлетворялась этим. Она оставляла верующих в заблуждении, что все их приношения церкви обеспечат им место в Царствии Небесном. <…>
…Церковь или её служители не могут взять на себя и крупицы из их вины или — тем более — отпустить её! Так же как они не могут и причислить душу к лику святых, вмешавшись таким образом в непоколебимые, вечные и совершенные Первозданные Законы Божьего Творения!» (Том I, гл. 24).
Мы все должны спросить свою совесть: угодны ли наши мысли, слова и действия Богу? Изо дня в день мы должны стараться улучшать себя, свой внутренний мир. Мы часто говорим себе, вспоминая обиды: «Я не обижаюсь, я простил», не понимая при этом, что для полного прощения необходимо такое же зримое действие. Ведь обида была нанесена не мысленно, а поступком или словом. И если мы не хотим, чтобы ненужные связи тяготили и тормозили нас (ведь они тянутся за нами и в потусторонний мир), мы должны совершить поступок. Только тогда связь прервётся. Конечно, если всё это будет исходить от сердца.