Куда катится наше образование?

Куда катится наше образование?Об этом я знаю не понаслышке, сам несколько десятков лет преподаю в вузе и вижу, с какими знаниями студенты приходят из наших школ. Конечно, в основном я сужу по техническим дисциплинам, но полагаю, что с гуманитарными предметами дела обстоят не лучше. Многие студенты не способны решить даже простую арифметическую задачку.
К сожалению, такая ситуация сложилась не только в нашей стране. Если судить по данным многочисленных исследований, мы пока ещё выглядим «вполне прилично». Во многих ведущих университетах, чей рейтинг на международном уровне (в отличие от российских вузов) зашкаливает, всерьёз занимаются проблемами вампиризма и изучают «сагу» о Гарри Поттере как значительное художественное достижение.
Даже материалистически мыслящие учёные увидели в создавшейся ситуации реальную угрозу. Некоторые из них считают, что одной из ключевых причин такого положения является, как это ни странно, безудержный научно-технический прогресс. Молодёжь (и не только!) перестала читать книги, многие часы проводит в Интернете, играя в «стрелялки» или гуляя по порносайтам. Зачем, спрашивается, знать таблицу умножения, когда калькулятор вычислит всё за долю секунды? Смартфоны и планшетники стали незаменимым атрибутом «троечников», которые в наше время во многих странах поднялись на самую вершину общественной пирамиды. Подбирая себе помощников и советников по Закону подобия, они устанавливают свои правила и заранее обрекают развитие общественных отношений на неудачу.
Предположение, что человечество стремительно регрессирует и в дальнейшем его может ожидать «жизнь на дереве с гаджетом в руках», высказанное некоторыми учёными, не такое уж и абсурдное, если принять во внимание современную реальность. Даже молодые участники известных и действительно совсем неплохих художественных коллективов зачастую неспособны (или не хотят) выучить партии своего репертуара и выходят на сцену с электронными «подсказчиками». Конечно, так значительно проще, но и интеллектуальное, и художественное творчество требует постоянных усилий и работы над собой, а этого не достичь, уткнувшись в экран планшетника. В результате талант может оказаться развитым не в полную силу, что, безусловно, не принесёт пользы его обладателю.
Самое печальное, что в нынешнем образовании практически проигнорирована одна из его важнейших составляющих — духовное развитие. Те минимальные знания о литературе, художественном творчестве и этике, которые ещё сохранились, настолько искажены и принижены, что скорее могут принести вред, чем пользу. Вместо классиков литературы в программы ввели некоторых современных «гениев», не брезгующих безнравственностью и сквернословием. Курево, наркотики, ранние половые связи давно стали обыденными в учебных заведениях, а правозащитники продолжают твердить о недопустимости обязательного контроля пристрастия к наркотикам — будут, видите ли, нарушены права человека. А вот уничтожение генофонда нации их не беспокоит…
Даже в школах, где в программы введены основы религиозного воспитания, дела обстоят ничуть не лучше. Во-первых, практически все религии опираются на догматы, не поддающиеся логическому объяснению, однако отказаться от них они не считают нужным. Во-вторых, катастрофический дефицит подготовленных в этой области кадров априори сводит затею на нет, даже если допустить, что она в таком виде не была бессмысленной с самого начала. В-третьих, подавляющее число школьников, даже те, кто носят православные крестики и посещают церковь, внутренне в Бога не верят и стремятся к совсем иным ценностям.
Что может дать детям догматическое религиозное просвещение, если вокруг себя они видят совершенно не похожую на эти слова жизнь? Жизнь, в которой во главе всех устремлений лишь успех, деньги и удовольствия. Так поступают их родители, так считается «правильным» в обществе. А принимать что-либо на веру они просто не привыкли. И в этом, вообще говоря, они правы. Господь дал человеку разум и способность к ощущению совсем не для того, чтобы он слепо верил всему, что не согласуется с его внутренним голосом. Что же делать? Смириться с таким положением невозможно, это равносильно не просто физической смерти, а смерти духовной. Выход, как мне представляется, всё же есть, только он совершенно не осознаётся ни руководителями всех уровней, ни педагогическим сообществом. Опыт нашего общения с молодёжью показывает, что серьёзный разговор о законах мироздания, об ответственности и нравственных устоях совсем не чужд юному поколению. Однако он не может вестись на основе догматических подходов и слепой веры, когда животрепещущие вопросы бытия повисают в воздухе.
Похоже, в нынешней ситуации шансов у всех нас не так много, и потому упустить даже один из них мы не имеем никакого права!