Человек бессмертен?

Окончание. Начало в «МГ» № 10.

Наука и заблуждения: взгляд в прошлое и перспективы

Страх перед смертью
Что же остаётся человеку, несмотря на все познания и относительную завершённость его картины мира? Страх перед смертью,Человек бессмертен? перед неизвестностью, с которой закончится личное осознанное бытие. Современный человек пребывает в состоянии крайне противоречивом. С одной стороны, он боится, что его жизнь, а с ней и сознание, со смертью закончатся и потустороннего мира нет, а с другой — что потусторонняя жизнь всё-таки есть и, чего доброго, связана с земной жизнью. Вдруг «потусторонние» наблюдают за нами из невидимого мира и по ночам, быть может, плюют на нас через стены? Такой род бессмертия скорее нежелателен. Мёртвым лучше оставаться в покое!
Эта раздвоенность эмоционального отношения к смерти влечёт за собой раздвоенность в осознании её как явления: люди хотят больше знать о смерти и потустороннем мире и в то же время закрываются от этого знания. Если заходит об этом разговор — тут же готовый аргумент: «Ничего определённого здесь сказать нельзя». Это состояние удобно, так как не требует ни основательного раздумья о жизни, ни изменения её образа. Лучше страх, чем неприятная истина!

Но что мы всё-таки можем знать о смерти?
Широко распространённое ранее убеждение, что человек располагает нематериальной душой, а следовательно, потенциалом для преодоления смерти, сегодня по-прежнему не имеет прочного обоснования. Для сформированного на основе материализма и позитивизма современного представления о человеке ключевым является понятие «человек разумный», утверждающее приоритет мозга и отвергающее платоновскую идею о бессмертной душе.
С тех пор как открыли взаимосвязь между активностью мозга и способностью к сознанию, было дано научное определение «просвещённого человека»: последний есть результат электрического тока в мозге. Следовательно, бытие человека есть бытие мозга и нет ничего, кроме человеческого тела. Поэтому врачи, и в частности хирурги- трансплантологи, борются за «жизнь» своих пациентов. Тело — это единственное, что берут в расчёт, когда рассуждают о бессмертии. <…> Аргументы, которые обычно приводят за независимую от тела жизнь души, при ближайшем их рассмотрении представляются науке сомнительными. Они могли бы показаться смелыми и прогрессивными, но ведь речь здесь идёт не о надёжном знании, а лишь о предположениях и теориях.
Например, сегодня не существует каких-либо доказательств того, что физический мир — это единственная реальность. Астрономические наблюдения показали, что современные научные теории о функционировании Вселенной весьма недолговечны. Пока мы знаем лишь то, что… мы очень мало знаем.
Принятие одной лишь теории случайно управляемой эволюции также весьма сомнительно. Сегодня известны далеко не все принципы, по которым на Земле развилась жизнь. Прежде всего, не уделяется должного внимания человеческому сознанию —
существеннейшему результату этого развития. Между тем осмысленность жизни неразрывно связана с пониманием того, что есть сознание, как оно возникло и какова его роль в мировых событиях.
Распространённое ныне в научных кругах мнение, что сознание лишь побочный продукт деятельности мозга, абсолютно ненадёжно. Исследованиями мозга документально подтверждены лишь взаимосвязи между вспышками нейронов под нашей черепной коробкой и личным сознанием. Поэтому ясно, что помехи или болезни, в частности слабоумие, связаны с изменениями мозга. Но на основании этих наблюдений нельзя решить окончательно, является ли мозг производителем сознания или только передатчиком его.
Современная танатология (учение о смерти) близка к признанию того, что сознание может существовать также и вне тела. Важное указание на это дают исследования предсмертного опыта, то есть переживаний людей на пороге смерти, причём едва ли ни по всему миру, в различных культурных слоях. И в этих переживаниях много общего! Долгое время данный опыт ставили под сомнение, поскольку не могли точно реконструировать обстоятельства, при которых человек всё это пережил. Благодаря дальнейшим подробным исследованиям стало ясно: предсмертные переживания возможны и тогда, когда все функции мозга фактически отключены. А значит, мы вправе допустить, что наше сознание не связано с телом и что оно не продуцируется мозгом. <…>

Есть ли у человека потенциал для вечной жизни?
Как следует из труда Абд-ру-шина «В Свете Истины» Послание Граля, каждый человек, будучи носителем духовного ядра, потенциально бессмертен.
В той всеобъемлющей картине мира, которая воссоздана в Послании Граля, всё развитие в физическом мире, обычно обозначаемое понятием «эволюция жизни», вызвано влиянием живительных, более или менее сознательных сил. Однако внутренний источник человека — не физический мир, непрерывно переживающий становление и распад, а непреходящая духовная сфера. Только тело является результатом биологической эволюции, а не сознательное духовное ядро, которое воплощается в него, а после его смерти вновь освобождается. Именно об этом ядре идёт речь в Послании Граля, когда указывается, что дух должен развиться из «духовного зародыша», который несёт в себе задатки для полноценного сознательного бытия, до осознающей себя зрелой личности.
Для этого внутреннего развития необходимы волевые решения на основе переживаний. Человек должен в переживаниях совершенствовать личные возможности своего сознания, связывая их с последствиями своих решений. Сама же способность к принятию решений обусловлена свободой воли: последняя даёт возможность действовать либо создавая и помогая, либо тормозя и разрушая. В конце концов свободная воля должна достичь зрелости. Самостоятельный, полностью сознательный человек может и должен стать, говоря современным языком, креативным соучастником процесса созидания жизни в Творении.
Для достижения этой духовной «пубертации», как правило, необходимы многие земные жизни. Таким образом, человек переживает в физическом мире и мире потустороннем. Рождение и смерть обозначают переход из одного состояния бытия в другое.
По окончании этой «школы бытия», если человек достигнет необходимой зрелости, он сможет продолжить свою жизнь в месте своего происхождения, то есть в Духовном царстве. В отличие от материального мира, оно не подвержено становлению и распаду. Царство это, благодаря большей близости к живительному источнику всего Творения, непреходяще. Любой человек, нашедший путь в это «царство Бога», или рай, как называет его Библия, то есть дорогу на свою родину, в место своего происхождения, достиг тем самым вечной жизни.
Согласно Посланию Граля каждый человек может использовать заложенный в нём духовный потенциал для достижения бессмертия. Однако этого может и не случиться. Риск поражения особенно велик для тех, кто бездумно отказался от развития своего духовного сознания (например, преследовал лишь корыстные цели или пренебрёг возможностью совершенствования собственной личности), а тем самым лишил свою жизнь смысла.
К сожалению, соблазны сегодняшнего мира потребления, падение ценности сознательного бытия, всеобщая дезориентация часто приводят к духовному сну, который может обернуться смертью. Догматическое, ограниченное мировоззрение, застывший род отношений и косность мышления тоже могут способствовать внутреннему окостенению и заглушить ощущения — тихий голос духа. Тогда человек уподобляется белке в колесе и уже не чувствует себя самого и тоски, которая побуждает к утончённой духовной жизни.
Значит, мы, люди, как и все живые существа, смертны? Без сомнения, биологическое тело смертно и большей частью недолговечно. Но человек не только тело. Ядро его личности — дух. Мечта о вечной жизни, о бессмертии, следовательно, могла бы стать для нас реальностью, приложи мы все усилия для развития своего духа.
Хорошим сопровождающим на пути в Духовное царство могло бы стать учение о любви к ближнему. Скальпель или жидкий азот для этого не подходят.

(из журнала “GralsWelt”,
пер. с нем.)