Любовь к животным

Любовь к животнымВопрос взаимоотношений человека с природой относится к очень важным и сложным сторонам нашей жизни. Конечно, если быть честными перед собой, то все так называемые сложности внесли мы, люди, когда забыли про голос духа и отдали пальму первенства своему рассудку. Сложностей, замечу, хватает, но здесь я хотел бы поговорить только об одном аспекте обозначенной проблемы, а именно о людях и собаках в городе. Ведь ни для кого не секрет, что собаки порой становятся в прямом смысле слова опасными для проживания людей.
Итак, собаки в городе. Их можно разделить на две основные категории: живущие у своих хозяев и бездомные, или бродячие, собаки. Между этими категориями происходит плавный, но неравномерный обмен, причём основной поток идёт в направлении второй категории. Такая выраженная направленность потока, безусловно, способствует напряжённости во взаимоотношениях.
Человек всегда обязан помнить, что он отвечает за все свои деяния, к которым, кроме поступков, относятся также слова, мысли и ощущения. Однако если мысли иногда бывают мимолётными и случайными, то поступки чаще всего более или менее обдумываются. К таковым обычно относится и решение завести собаку либо избавиться от неё.
Некоторые люди полагают, что взять в дом собаку — это то же самое, что приобрести пару обуви: поносим, пока не надоест или не изорвётся, и выбросим на свалку. Крылатые слова Сент-Экзюпери о том, что мы в ответе за тех, кого приручили, они либо вообще не слышали, либо напрочь забыли, а ощущения, которые могли бы заставить их отказаться от дурной установки, вероятно, полностью заглушили. Результат такой позиции, а также полной беспомощности властей налицо. С одной стороны, не столь уж редкие случаи нападения на людей, и даже со смертельным исходом, а с другой — порой необоснованное истребление собак, иногда на глазах у детей.
Отношение к сложившейся ситуации в обществе разное. Кроме мнения тех, кто считает себя дилетантами и полагает, что нужен взвешенный подход, имеются две полярные точки зрения. Однако, несмотря на свою полярность, и та и другая далеки от трезвого взгляда на проблему.
Первой из них придерживаются люди, которые видят в бродячих собаках одно только зло и призывают к их полному истреблению. Они не хотят замечать даже того немаловажного обстоятельства, что в больших городах всегда образуется много мусора и других отходов человеческой жизнедеятельности и это провоцирует прямо-таки бешеное размножение грызунов, и в первую очередь крыс, которые являются не только опасными соседями сами по себе, но и разносчиками серьёзных заболеваний. Именно бродячие собаки естественным образом регулируют их численность, уничтожая тот излишек, который приводит к «некомфортной» жизни для самих собак. Я думаю, почти любой человек, поставленный перед выбором между крысой и собакой, выберет последнюю.
Другая точка зрения принадлежит так называемым защитникам животных и почти солидаризовавшимся с ними некоторым держателям собак (однако если первые отстаивают права собак перед правами людей вообще, то вторые радеют только о собственных питомцах). По их мнению, собак не следует ни в чём ущемлять. Недавно в электричке я столкнулся с ситуацией, когда владелец собаки посадил свою здоровенную овчарку рядом на сиденье, а многие пожилые люди с трудом находили себе место. «Агрессивную собаку не обязательно водить на поводке и в наморднике, каждый человек должен сам заботиться о своей безопасности», «Регулировать каким-то образом численность бродячих собак недопустимо» — вот набор тезисов сторонников данной точки зрения.
Кстати, наши российские законы совсем не способствуют наведению порядка в данном вопросе. Так, некоторые виды искусственно выведенных собак отличаются крайней агрессивностью и повышенной злобностью. Во многих странах их разведение запрещено законом, а в России даже ответственность хозяина за нападение собаки на человека весьма эфемерна.
А сейчас о духовно-нравственной стороне проблемы.
Наши решения и следующие за ними поступки имеют не только очевидные последствия, как, например, искалеченная жизнь несчастной собаки, выброшенной в чуждую для неё среду, к которой она совсем не приспособлена. Хотя страдания существа, имеющего сущностную душу (именно к этой категории относятся все животные), по своему влиянию на тонкий мир нельзя сравнить со страданиями человека, тем не менее страдания сотен тысяч собак никоим образом не улучшают наше эфирно-вещественное окружение. И опосредованное его влияние на наше человеческое существование тоже является негативным, приводя порой к совершенно неожиданным для нас результатам, но всегда укладываясь в рамки великих законов мироздания.
Нельзя здесь обойти стороной и последствия самих неправедных волевых решений, увеличивающих общее количество зла и, опять-таки опосредованно, провоцирующих других людей на недобрые поступки. Этот созданный нами «заколдованный круг» никто, кроме нас самих, разорвать не в силах, но наше незнание глубинных причин ситуации способствует её постоянному ухудшению.
Причины такого положения, безусловно, лежат в духовной сущности людей, влияющих на своё эфирно и грубо-вещественное окружение. Именно мы, люди, своими устремлениями к насилию и злу способствуем, в частности, и появлению свирепых собак с непредсказуемым поведением, и внезапным агрессивным нападкам на людей вроде бы всегда добродушных псов.
Если мы не будем прилагать усилия к изменению самих себя в соответствии с требованиями высших законов, то и в этом вопросе улучшений ждать не стоит. А под силу ли нам измениться, если мы не имеем представления о праведных путях, ведущих к совершенствованию?