Важность самообладания

Важность самообладанияИстинная сила человека не в порывах, а в нерушимом спокойствии.
Лев Толстой

В настоящее время всё более напряжёнными становятся межличностные отношения. Над этой проблемой мы и поразмышляем.
Как правило, многие из нас на своём рабочем месте пользуются уважением, вероятно, даже являются непререкаемым авторитетом среди коллег и подчинённых. Думаю, я не слукавлю, если скажу, что «на людях» большинство из нас стараются вести себя прилично, в каких-то ситуациях сдерживать свои эмоции, понимая, что потеря самообладания может испортить их репутацию и подорвать доверие окружающих.
Совершенно иначе обстоит дело, когда люди тесно связаны друг с другом по жизни в силу определённых обстоятельств. Супруги, родители и дети, близкие друзья или знакомые вовсе не боятся обидеть друг друга грубым словом, злой насмешкой, непристойным поступком или презрительным взглядом.
Наглядный тому пример — отношения между мужчиной и женщиной. На начальном этапе их развития, в так называемый конфетно-букетный период, молодые люди бережны и внимательны друг к другу, боятся неверным словом обидеть «вторую половинку», произвести на неё неприятное впечатление. Но через какое-то время близкого общения в молодой паре уже никто не сдерживает себя в высказываниях, наибольнейшим способом морально уничтожая своего избранника.
«Перейти все границы!» — многим известно это выражение. Однажды в отношениях между людьми наступает момент, когда стирается граница в общении, которая некогда удерживала их, доверявших и любивших друг друга, от взаимных обид и оскорблений, при этом каждый из них теряет уважение к другому как к личности.
В стремлении опорочить своего ближнего, дать волю своим слабостям человек руководствуется лишь желанием удовлетворить свои собственные амбиции и страсти, тем самым причиняя вред другим людям, таким же как он сам. В Послании Граля «В Свете Истины» мы можем прочитать такие строки по этому поводу: «Нынешние люди почти совсем перестали упрекать тех, кто даёт волю собственным слабостям. Тем не менее подобные деяния также подпадают под понятие удовлетворения собственных вожделений за счёт страдающих при этом ближних! Всякую виновную в этом душу опутывает густая сеть нитей судьбы, препятствующих восхождению» (том III, докл. 16).
Когда уважительные отношения между любящими людьми разрушаются и перерастают в конфликт, в котором, как на войне, все средства хороши, человек позволяет себе распущенность в поведении, в том числе и речевом. Некогда доброе общение сменяется критиканством, язвительными насмешками в адрес ближних, взаимными упрёками и оскорблениями.
«Под понятие распущенности подпадают недоверие и зависть, раздражительность и грубость — одним словом, невоспитанность и отсутствие самообладания. Для того чтобы преодолеть распущенность, требуется только одно — чувство такта по отношению к окружающим, абсолютно необходимое для поддержания гармонии, благотворной как для вас самих, так и для совокупного Творения!
Сети распущенности подстерегают людей повсюду. Она является причиной падения многих человеческих духов именно потому, что на неё обращают слишком мало внимания. А ведь она причиняет окружающим беспокойство, напряжённость, неприятности, а зачастую и тягчайшие страдания. От распущенности никогда не бывает ничего, кроме вреда.
Кровь человека, не желающего держать себя в руках, находится в состоянии более или менее сильного возбуждения. Из её эманаций тут же возникает мутная пелена, отделяющая дух от Источника Света! Такой человек немедленно остаётся один, без всякой защиты» (том III, докл. 16).
Чаще всего своим поведением мы причиняем страдания своим близким, которые любят нас и ожидают от нас поддержки и помощи. Самоутверждаясь в своём высокомерии и проявляя безжалостность в грубых высказываниях в адрес любящих нас людей, мы демонстрируем слабость своего духа. Каждому из нас необходимо научиться проявлять такт и великодушие по отношению к тем, кто нас окружает.
«И когда вы всем своим существом “отдаётесь” ближнему во взаимном общении, добровольно предлагая ему почёт и уважение, то в этом и заложена та “любовь”, о которой говорит нам Иисус. Заложена в этом и помощь, оказываемая вами ближнему своему, так как благодаря вам он сможет измениться к лучшему, достичь больших высот и укрепиться.
Обратное же излучение во взаимодействии с огромной скоростью вознесёт и вас самих. Благодаря ему будут непрестанно умножаться ваши собственные силы. И тогда вы устремитесь к Свету в неудержимом полёте…» (том III, докл. 16)
Это так просто и одновременно сложно — усмирить свою гордыню, проявив самообладание и выдержку; лишний раз промолчать, хорошо обдумав, насколько уместной будет брошенная в сердцах фраза, способная нанести непоправимый вред эмоциональному здоровью ближнего, а впоследствии и самому сказавшему. Отсутствие такта по отношению к окружающим людям вредит в первую очередь нам самим, ведь очень трудно, обидев кого-нибудь неосторожным высказыванием или насмешкой, восстановить прежние добрые отношения.
«Всё равно, каким именно образом являет себя чистая любовь — как любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине, как любовь к другу или подруге, к родителям, к детям. <…> Если любовь по-прежнему чиста, то ко всему этому добавляется ещё и горячее желание свершить ради любимого нечто великое в возвышенном смысле этого слова, а стало быть, и подавно не причинить ему ни малейшей боли, не задеть ни одним жестом, ни единым помышлением, ни единым словом, менее же всего каким-либо недостойным поступком. Тем самым воплощается в жизнь тончайшее чувство такта.
Обретя эти чистые ощущения, надлежит закрепить их, поставив превыше всего прочего. И тогда любящий ни в коем случае не пожелает и не сделает вообще ничего плохого. Он будет просто-напросто не способен к этому, напротив, любовь станет его лучшей защитой, величайшей силой, надёжнейшим соратником и помощником» (том II, докл. 22).