Представление об истинной любви

Представление об истинной любвиГоворят, что браку нельзя научиться, его надо испытать. То же самое можно сказать и о любви. Молодые чувствуют любовь как нечто родившееся спонтанно: они вместе — и им радостно. Но это ещё не истинная любовь, так как каждый мыслит эгоистически: «Я люблю тебя, потому что мне с тобой хорошо». В таком понимании таится угроза, которая обязательно проявится в браке позднее и которая может быть сформулирована так: «Я не могу больше тебя любить, потому что мне с тобой плохо». Человек, чьё чувство незрело, любит «за что-то» и неизбежно разлюбит, когда этого «чего-то» не станет. Если отношение к другому человеку определяется сознательным «я принимаю, потому что хочу, чтобы мне было хорошо», тогда можно говорить лишь о любви детской, инфантильной. Ребёнок берёт, ибо ещё не в состоянии отдать. С этой точки зрения трудно понять, что любовь должна быть усилием воли, а не просто погоней за сексуальными переживаниями; что когда двух людей тянет друг к другу, это всего лишь взаимное физическое влечение, ничего общего не имеющее с истинным чувством.
То, как человек проявляет себя по отношению к другому, косвенно показывает его личное понимание любви. Если мужчина и женщина на экране целуются, а затем идёт постельная сцена, то у молодых людей формируется представление: любить — значит целоваться и вступать в сексуальный контакт. Им неведомо, что подобные «проявления» любви, как раз напротив, способны убить зарождающееся истинное чувство. Потому что при отсутствии полового контакта вполне может возникнуть ощущение пустоты, может показаться, что ничего более не связывает, а значит, скорые на выводы, они решают: то было заблуждение, ошибка. Не любовь.
Но у тела нет способности соединять двух людей, и опыт сегодняшних молодых свидетельствует, к сожалению, о любви ложной, ибо многие пары лежат на супружеской постели, но им совершенно нечего сказать друг другу, потому что сердца их разделены. И наоборот, два понастоящему любящих человека могут физически находиться на разных сторонах земного шара, но тесная связь их сердец успокоит боль разлуки. Они будут думать друг о друге, глядя в небо, и в эти минуты почувствуют, что нет силы, способной разделить их души.
Поскольку физическое соединение неспособно дать длительную радость, кажется, что настоящая любовь нереальна, прямо-таки неосуществима. В итоге люди перестают верить в чистую любовь, а иные даже становятся циниками: раз истинной любви не существует, тогда стоит перепробовать всё, что может её заменить. А между тем для переживания истинной любви человек должен прежде всего глубоко, до конца понять самого себя, свою — человеческую — природу.
Согласно христианской антропологии человек создан по образу и подобию Бога, и потому основой человеческих взаимоотношений должна бы стать любовь. Заповедь «Возлюби Бога и ближнего твоего как самого себя» — она именно о том, что любовь к Богу и любовь к человеку неразделимы, что одна без другой не существует. То есть без познания Бога мы не можем по-настоящему любить ближнего и вместе с тем мы не вправе говорить о своей вере в Бога, пока наша вера не станет истинной любовью к ближнему.
Признание ценности другого человека означает, что нельзя сделать собственностью того, кого любишь. Это поднимает в любви важный вопрос, который одновременно есть и задача: как, обладая любимым человеком, не присваивать и не обесценивать его «я»?
Хорошо, когда мы смотрим на другого как на дар и в свою очередь хотим его одарить собой — самым лучшим из того, что мы можем предложить. И чем глубже переживаемая нами любовь, тем более способны мы постичь её суть, увидеть в ней величайший дар Божий и принять его с глубокой благодарностью в сердце. Кто ответственно подходит к любви, тот не может оставаться прежним и, ведомый любовью, старается измениться к лучшему. И это праведное усилие работает в первую очередь на него самого! Только правильно понятая любовь способна подвигнуть человека на поступки, которые не ранят и не унижают, потому что истинная любовь — это сила Творца.
Для того чтобы пережить истинную любовь, человек должен познать и соблюдать её основные требования.
Во-первых, нужно искренне желать любить другого человека.
Во-вторых, признать другого полноценной личностью, ибо это — основа любви: нельзя любить того, к кому не питаешь уважения.
В-третьих, видеть любимого человека в совокупности, не ограничиваясь его физическими данными, но воспринимая в нём прежде всего его душевные качества и духовную уникальность.
У наших чувств есть шанс выстоять только тогда, когда мы принимаем любимого человека целиком. Самой большой ошибкой и причиной распада многих отношений и браков является обращённое к любимому человеку требование быть с самого начала идеальным, то есть соответствовать нашему представлению о том, каким он должен быть, чтобы сделать нас «счастливыми». Рано или поздно это обернётся разочарованием. Ибо в своей основе разочарование есть не что иное, как следствие наших собственных нереальных ожиданий, плод нашего эгоизма и подтверждение иной, не сердечной, природы наших чувств. Только сердце диктует безошибочно, если мы ещё можем его слышать. Оно говорит нам, что каждый может быть совершенным, но происходит это не сразу.
Стоит ли удивляться, что едва зародившаяся любовь увядает, когда в избраннике-идеале» вдруг обнаруживаются недостатки. То, что людей сегодня так ранит, приходит не столько от злой воли, сколько от отсутствия знаний и неправильного, эгоистичного понимания любви и брака. Истинная любовь не только не отвергает недостатков избранника, но, напротив, помогает освободить его и, что ещё важнее, себя самого от ошибок и падений, постепенно приводя в порядок как тело, так и душу каждого из любящих.
Ещё одним важным признаком истинной любви является нежность, которая приподнимает над обыденностью и возвышает. В растущей нежности заложена возможность более глубокого познания не только любимого человека, но и себя самого, поскольку именно через другого можно лучше понять себя. Атмосфера нежности — это необходимое «условие» для полного взаимного доверия, когда два человека готовы без оглядки и страха перед возможной критикой открыть друг другу свои самые сокровенные мысли и желания.
Нежность приносит глубокое понимание, а также важный опыт того, что истинная любовь никогда не спешит! Напротив, любящие счастливы, что нашли друг друга и могут быть вместе, в гармонии тел и сердец. Эта радостная близость выходит за физические рамки и становится основой истинной любви.
Если молодые люди до брака научатся быть вместе в радости, чувствовать безопасность и свою одарённость друг другом, то они сумеют быть вместе и в браке, и для такой любви вполне естественно потребуется и её физическое проявление.
В гармонии любви и нежности возникнет тот глубокий внутренний мир, который задумал для человека Сам Творец в Своём плане Творения. И тогда уже на Земле человеку дано будет испытать то блаженство, которого жаждет каждое человеческое существо.
Человеческое стремление к любви является по сути желанием Любви Бога, которое испытывает душа. Для того чтобы эту Любовь обрести, достаточно открыть своё сердце, потому что «ручка» у сердца находится внутри. Только искренняя, самоотверженная любовь может соединить человека сначала с собственной душой, чрезвычайно ранимой и подавленной деспотичным рассудком, а затем с Божьей Любовью. Лишь тот, кто открыл своё сердце и живёт в искренней вере, может понять, что любовь не приходит извне, не даётся силой, а возникает тогда, когда её отдают. В мире так много реальных людей, которых из драматичнейших ситуаций спасала только чистая, дающая любовь.
Абд-ру-шин в Послании Граля говорит: «…истинная любовь исходит не из того, что нравится другому, что приятно ему и радует его, но руководствуется лишь тем, что полезно ему — невзирая на то, радует ли это другого или же нет! В этом и состоит Истинная Любовь и Служение». (Том II, гл. 8). 

(из журнала “Svet Gralu”,
пер. с чешс.)